Центр оценки и сертификации квалификаций
СЕРТИФИКАЦИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Что такое сертификация профессиональных квалификаций? Чем сертификация отличается от оценки и аттестации персонала?
Сертификации квалификаций – подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом.
Аттестация – процедура определения степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта; проведение аттестации регламентируется федеральными и отраслевыми нормативными актами (в сфере труда). Оценка – любая деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для определения потребности в персонале на этапе календарного планирования; при отборе персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности; для определения потребности в повышении квалификации персонала, а также при аттестации персонала (сфера труда). Какие документы составляют нормативно-правовую базу сертификации профессиональных квалификаций в РФ?
Основные нормативные акты по формированию независимой системы оценки и сертификации квалификаций: ·Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря 2007г. № 307-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; ·Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р; ·Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1663-р; ·Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009 г. № АФ-318/02. ·Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03. Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации: ·Руководство ИСО/МЭК 2 “Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности”. ·Руководство ИСО/МЭК 16 “Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов”. ·Руководство ИСО/МЭК 39 “Общие требования к приемке Органов контроля”. ·Руководство ИСО/МЭК 40 “Общие требования к приемке Органов по сертификации”. ·Руководство ИСО/МЭК 56 “Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества”. ·Стандарт ИСО 10011 (ч.1) “Общие руководящие указания по проверке систем качества.” ·Стандарт ИСО 8402-94 “Качество. Словарь”. ·ГОСТ Р 51000.9-97 (ЕМ 45013) “Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала”. . ·ГОСТ Р 40.101-95 “Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия”. ·EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала». Иные документы: ·Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г. ·Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г. ·Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге ·Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. № ВП-П12-1763 от 27 марта 2012 г. ·Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 — 2013 годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) Документы, принятые Общественно-государственным советом: ·Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.) ·Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.) ·Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.) ·Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.) ·Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.) ·Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.) ·Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.) ·Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.) ·Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.) ·Положение о квалификационном сертификате (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.) ·Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.)
Кто (какие организации) формируют и поддерживают систему независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций? Систему независимой оценки и сертификации квалификаций формируется и поддерживается всеми заинтересованными организациями (структурами), представляющими объединения работодателей и отдельных работодателей, профессиональные сообщества, систему профессионального образования, а также органы государственной власти федерального и регионального уровней.
Какова роль государственных органов власти, профессиональных сообществ, работодателей, сферы профессионального образования и др. в формировании и функционировании системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в использовании результатов сертификации? Участие всех заинтересованных организаций в формировании и поддержании системы независимой оценки и сертификации квалификаций реализуется через совместную скоординированную деятельность по выработке единых принципов и правил проведения оценки и сертификации квалификаций и обеспечивает: - объективность и качество результатов оценки и сертификации; - признание результатов оценки и сертификации в сфере труда и в сфере профессионального образования; - согласованность принципов и правил проведения оценки и сертификации квалификаций с действующим нормативным правовым регулированием в сфере труда и сфере профессионального образования.
Какие преимущества дает сертификация: – работнику; – работодателю; – органам власти; – др. Работник: подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности
Работодатели: подтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников
Органы власти: формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников Образовательные учреждения: Подтверждение качества подготовки по своим программам
Кто может пройти сертификацию квалификации? Сертификацию квалификаций могут пройти граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Сертификацию квалификаций могут пройти работающие граждане, безработные, выпускники программ профессионального образования.
Сертификация квалификации будет добровольной или обязательной? Сертификация квалификаций будет добровольной.
Кто будет нести финансовые расходы по проведению сертификации квалификаций? Это будет коммерческая или некоммерческая деятельность? Финансовые расходы по проведению сертификации квалификаций будет нести «инициатор проведения сертификации» (работодатель, служба занятости, миграционная служба, образовательное учреждение, соискатель).
Как формируется цена услуги «оценка и сертификация профессиональных квалификаций»? Кто определяет ее величину? Цены по оценке и сертификации устанавливаются производителями услуг – центрами оценки и сертификации квалификаций и определяются балансом спроса и предложения на эти услуги. Общественно-государственное воздействие со стороны системы независимой оценки и сертификации квалификаций на их уровень и структуру будет осуществляться путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Подобные защитные меры (в т.ч. установление порога уровня рентабельности центров до 15%) по сдерживанию роста цен направлены в первую очередь на обеспечение финансовой доступности для граждан процедур оценки и сертификации квалификации. На величину цен влияют понесенные расходы центров, зависящие от рыночных региональных цен на товары (расходные материалы, лицензии на программное обеспечение) и услуги (аренда площадей, оборудования) для территории их нахождения и расходы, зависящие от области профессиональной деятельности (ресурсоемкость и сложность применяемого оборудования, уровень квалификации экспертов), по которым осуществляются процедуры оценки и сертификации квалификаций. Где и как будут учитываться (могут быть учтены) результаты сертификации квалификаций? Результаты сертификации квалификаций могут обеспечить: · признание квалификации независимо от способа их получения; · расширение возможности трудоустройства граждан; · сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения.
Как будет организовано проведение сертификации профессиональных квалификаций? Проведение сертификации профессиональных квалификаций будет организовано в соответствии с Порядком оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утв. Решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)) Можно ли будет обжаловать результаты сертификации? Да. Для этого существует стандартная процедура подачи апелляций (жалоб, претензий, рекламаций) в независимую апелляционную комиссию центра оценки и сертификации квалификаций и жалоб в Общественно-государственный совет на действия центра. Как часто надо будет проходить процедуру сертификации для подтверждения квалификации? Или это «одноразовая» процедура? Частота прохождения процедуры сертификации определяется для каждого вида трудовой деятельности и фиксируется в профессиональном стандарте. Процедура прохождения сертификации не может быть «одноразовой», так как развитие производства, появление новых технологий требует от работников овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что должно (может) быть подтверждено в ходе оценки и сертификации профессиональной квалификации.